«Иисус - это единственный путь!» Это вполне привычный лозунг для нашего времени и эпохи. Многие христиане верят, что Христос провозгласил себя «Путём, Истиной и Жизнью» и сказал, что «никто не может прийти к Отцу, кроме как через меня». Поэтому, основываясь на этом, им сложно принять правомерность существования других религий. Хотя крестовые походы уже давным-давно в прошлом, до сих пор мы можем увидеть, как некоторые евангельские христиане стремятся обратить других в свою религию, желая спасти людей от вечного проклятия, гарантированного всем, избравшим иной путь.
У Католической церкви не такая жёсткая позиция. Она считает себя «объединяющей», а потому принимает тот факт, что в какой-то степени истина может присутствовать и в других верах. Однако, официальная позиция даже католиков, одобренная Папой, такова: все религии, кроме католицизма, имеют «существенные недостатки», а их ритуалы создают «препятствия на пути к спасению». В сущности, они верят, что те, кто не следует строго католицизму, в будущем могут надеяться лишь на временное, длительное, возможно, даже вечное пребывание в Чистилище или Аду.
Несомненно, найдутся и те, кто поспорит с тем, что Иисус когда-либо занимал такое исключительное положение, и допустят, что его слова были искажены или, возможно, неправильно переведены. Но даже если мы допустим, что ему действительно принадлежит вышеупомянутое утверждение о том, что он — «единственный путь», означает ли это, что он порицал все остальное? Неужели христианство несовместимо с другими религиями? Последователи Кришны, конечно же, так не думают.
Последователи движения Харе Кришна испытывают глубокое уважение к Иисусу и восхищаются Им. Основатель движения, Шрила Прабхупада, считал его великим духовным учителем, «Представителем Господа», «Нашим гуру», и «лучшим из сыновей Бога». Прабхупада часто говорил христианам, что он не стремится обратить их в другую веру, такую как индуизм, а просто вдохновляет их стать «лучшими христианами».
Как же тогда он объяснял очевидную однозначность цитат о «единственном пути»? Последователи Кришны считают, что желающим достичь Бога жизненно необходимо иметь такого духовного учителя, как Иисус. В духовной практике наличие учителя важно так же, как и в любом другом виде деятельности. В этом мире мы все пребываем в невежестве, не зная, откуда и зачем пришли, кто такой Бог и как Его достичь, как освободиться от всех страданий.
Невозможно ответить на эти вопросы, опираясь лишь на свои домыслы и рассуждения; нам необходима помощь и руководство авторитетного духовного учителя, который лично осознал истину; помощь того, кто знает Бога. Это объясняется в Ведах, санскритских текстах, на которых основано сознание Кришны. Согласно Ведам, Иисус был духовным лидером или гуру, осознавшей Бога душой, который явился от Бога, чтобы учить нас истине.
Если рассматривать Иисуса в качестве авторитетного духовного учителя, тогда приписываемые ему вышеупомянутые утверждения могут иметь смысл. Обращаясь к людям, которые приходили к нему, он давал понять, что без его руководства они не смогут достичь Бога. Но имеет ли этот случай отношение ко всем людям на все времена и во всех местах? Это ли на самом деле имел в виду Иисус? Может ли безграничный и всемогущий Бог, которого он описывал, иметь единственного представителя в одном-единственном месте на земле? Даже мирской лидер, например, премьер-министр, имеет множество уполномоченных представителей; что же тогда говорить о Боге?
В сущности, нет никакой разницы между учением Вед, которое сквозь века дошло до нас через многих духовных учителей, и тем, чему учил Иисус. Шрила Прабхупада утверждал: «Эта жизнь сама по себе не является венцом существования. Мы - вечные любящие слуги Господа, поэтому подготовиться к вечной жизни с Богом нужно прямо сейчас». А вот что сказал Иисус: «Не стройте замки на песке. Готовьтесь к встрече с вашим Богом, любите Господа вашего Бога всем сердцем, всей душой и всей силой своей».
Помимо сходства в учениях, Прабхупада делал предположение о родственном происхождении имён «Христос» и «Кришна». В греческом корень слова Христос значит «миропомазанный», а еще одна форма имени Кришна — «Криста», очень близкое греческому слову. Прабхупада предположил, что Христос это «Греческая версия Кришны» (Кришна — имя Бога на санскрите). «А поэтому», – утверждал он, – «если вы воспеваете имя Кришна или Христос, вы получите одинаковое благо от обращения к Богу».
Кто-то может задаться вопросом: зачем же тогда Прабхупада принёс сознание Кришны на Запад, если его суть не отлична от Христианства. В беседе с христианским монахом, который задал такой вопрос, Прабхупада отметил: проблема заключается в том, что очень мало христиан в наши дни следуют наставлениям Христа. Монах согласился, и Прабхупада продолжил: «в чём же тогда смысл христианской любви к Богу? Если вы не следуете указам Бога, где же тогда ваша любовь? Вот потому мы и пришли учить настоящей любви к Богу: если вы любите Его, то не сможете не следовать Его указаниям. А если вы непослушны Его воле — ваша любовь не настоящая. Во всем мире люди любят не Бога, а своих догов. Поэтому движение сознания Кришны учит людей тому, как воскресить свою забытую любовь к Богу».
С начала своего существования c поздних 60-х, движение Харе Кришна привлекло сотни тысяч христиан, которые открыли для себя, что духовные практики, которым учат в движении, усиливают их любовь к Иисусу Христу и способность следовать его наставлениям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий