Вайшнавы во всем мире, да и не только, отмечают явление Господа Нитьянанды. Шри Нитьянанда – вечный спутник великого Шри Чайтаньи Махапрабху. Говорится, что Нитьянанда олицетворяет духовную силу человека. По сути, Он изначальный духовный учитель...
Если говорить сухо, по-научному, то Шри Нитьянанда – это ближайший сподвижник выдающегося религиозного реформатора индийского средневековья Чайтаньи, выступавшего против кастовой системы, исказившей учение Вед. Чайтанья и Нитьянанда возродили древнюю традицию бхакти (путь служения Богу с любовью и преданностью) и положили начало всемирному духовному движению, известному ныне как «Харе Кришна».
Но если говорить по простому, по-народному, то Нитьянанда – это образ живого спасителя падших душ. Несмотря на внешнюю ясность Своего философского кредо и Своей жизненной позиции, Нитьянанда был одновременно, пожалуй, самой загадочной фигурой среди участников санкиртаны Чайтаньи, всплеске и второго рождения древней духовной традиции Кришна-бхакти. Нитьянанду считают нынешним земным воплощением Баларамы, старшего брата Кришны.
"Чайтанья-бхагавата", Ади-лила, глава 9. Краткое изложение главы.
Эта глава описывает детские забавы Нитьянанды вплоть до Его двенадцатилетия. В течение этого времени Он переиграл божественные развлечения Кришны, Рамы, Ваманы и других аватар Вишну. Эта глава также рассказывает о Его паломничестве по различным святым местам, которое продолжалось, пока Ему не исполнилось двадцать лет. По приказу Гаура Кришны Ананта Дева уже явился в деревне Экачакра в Радхадеше.
На своем пути Нитьянанда Прабху явился как луна из моря лона Падмавати, жены Хадая Оджи. И, словно восходящая луна, Он рассеял тьму, покрывающую землю Радхи, своим благоприятным явлением. Ребенком Нитьянанда постоянно играл со Своими детским друзьями, имитируя развлечения Кришны.
Однажды Его друзья играли роль собрания богов, которые хотели просить Господа об облегчении ноши зла, подавлявшего Землю. Нитьянанда Прабху взял с собой ребенка, одетого как земля, и вместе с детьми, которые исполняли роли различных собравшихся вместе богов, Он пошел на берег Ганга. Там Он обратился к Господу, который отдыхает в молочном океане, Кширодакашайи Вишну. В это время один из детей играл роль Господа Вишну, и, спрятавшись, невидимый для других детей, говорил важным голосом так, чтобы все могли слышать: "Я обязательно явлюсь в Голоке Матхуре, чтобы облегчить ношу Земли".
Так Нитьянанда разыгрывал различные развлечения Кришны, явленные Господом во время эпохи Двапара. Он разыгрывал женитьбу Васудевы и Деваки, рождение Шри Кришны в тюрьме Камсы, путешествие Васудевы в Нандаграм и то, как Он нес Кришну через реку Ямуну, а также Его возвращение из Нандаграма и то, как Он принес Махамайю, которая только что явилась вместе с Ним как дочь Яшоды.
Он разыграл убийство Путаны, поломку повозки, лилы, в которых Кришна похищает масло, убивает демонов - Дхенуку, Агху и Баку. Также Он явил игры, где Кришна пасет коров, поднимает холм Говардхан, ворует одежды гопи и проливает милость на жен брахманов, занятых жертвоприношениями. Он разыгрывал лилы, как Камсе послали секретный совет в облике нарады, убийство слона Кувалаи и борцов Чануры и Муштики, а также убийство Камсы.
Нитьянанда Прабху разыграл также лилы Ваманадевы - как Он обманул Бали на три мира - и исполнял роль Рамачандры. Его друзья, исполнявшие роль обезьяннего войска, притворялись, что строят мост из плавающих камней через океан, имитируя игры Рамы. Однажды Нитьянанда играл роль Лакшмана и, с луком в руке, брал приступом дворец Сугривы. Другой раз Он играл роль самого Рамы, исполняя лилу уничтожения гордости Парашурамы. Однажды, исполняя роль Лакшмана, Он притворялся, что убивает Индраджита, а затем имитировал обморок, сраженный могучими стрелами Раваны, царя-демона.
Он играл, будто принимает лекарство с холма Гандамадана, принесенного Хануманом, и выздоравливал после ранения благодаря этому лекарству.
Нитьянанда провел двенадцать лет в таких играх. Затем Он пошел в паломничество по различным святым местам, чтобы очистить их от грехов, оставленных паломниками, их посетившими.
Он обошел святые места в Северной и Южной Индии под предлогом совершения паломничества и таким образом был занят до Своего двадцатилетия, когда появился в Набадвипе и встретил Чайтанью Махапрабху. Во время Своего скитания по различным святым местам Нитьянанда Прабху встретил Мадхавендру Пури, Ишвару Пури и Брахмананду Пури. Нитьянанда провел много дней, наслаждаясь экстазом Кришна-катхи в обществе Мадхавендры Пури и его учеников. Затем Он посетил Сетубандху, Данатиртху, Майяпури, Аванти, Годавари Джийру Нрисимху, Девапари, Трималу, Курмакшетру и многие другие святые места.
Наконец Он прибыл в Джаганнатха Пури, где получил даршан Джаганнатхи Девы и был повергнут в сильнейший экстаз при виде Божества. Из Джаганнатха Пури Он снова вернулся в Матхуру. Глава заканчивается объяснением отречения Господа Нитьянанды.
Господь Нитьянанда, который идентичен с самим могучим Баларамой, являет в этот период Свои игры проповеди святого имени в любви к Богу. В конце главы повествуется о величии Нитьянанды Баларамы.
Текст главы
Вся слава Шри Кришне Чайтанье, океану милости. Вся слава Нитьянанде Прабху, другу беспомощных. Вся слава жизни и душе Шри Адвайты Чандры. Вся слава Ему, единственному прибежищу Шривасы и Гададхары. Вся слава Вишвамбхаре, сыну Джаганнатхи Мишры и Шачидеви, которого всегда любили его преданные и последователи.
Перед явлением Шри Чайтаньи Махапрабху Ананта-дева лично явился по приказу Господа. Он родился в Радхадеше, чтобы помочь разыграть божественную лилу Господа. Его отца звали Хадай Оджа, а мать - Падмавати.
Он явился в деревне Экачакра на земле Гауды. С младенческого возраста Он был спокоен, очень разумен и наделен высочайшими качествами. Младенцем мальчик был в миллионы раз красивее Купидона.
С момента его рождения в Радхадеше проявились все благоприятные знаки. Всякий голод, бедность и несчастья тут же исчезли. В тот день, когда Шри Гаурачандра явился в Шридхаме Набадвипе, Нитьянанда Прабху кричал от радости. Огромная вселенная была пронизана Его криком и весь мир изумился.
Некоторые говорят: "Гром снизошел на Землю". Многие смогли понять, что вероятно беспокойство было следствием какой-то божественной силы. Некоторые говорят: "Мы знаем причину. Господин Гауды говорил громовым голосом". И, таким образом, у каждого было свое собственное мнение. Но благодаря иллюзорной энергии Кришны никто не смог распознать трансцендентного положения Нитьянанды Прабху.
Таким образом, не раскрывая своей божественной природы, верховный Господь Нитьянанда Прабху радовался в обществе детей. Во всех играх, в которые играли Господь и дети, Кришна занимал центральное место. Действительно, их игры были не что иное, как лила Господа. Нитьянанда Прабху обычно вел собрание богов с одним из детей, играющим роль Земли, идущих с прошением от полубогов к верховному Господу Вишну. Все они шли с Землей на берег реки, где вместе молились скрытому Господу вселенной, Кширодакашайи Вишну.
Невидимый всеми, один из мальчиков громко провозглашал из своего укрытия: "Я вскоре явлюсь в деревне пастухов Матхуре". На другой день Нитьянанда Прабху и Его детские друзья собирались в деревне, чтобы отпраздновать свадьбу Васудевы и Деваки. Однажды, превратив помещение для своих игры в тюрьму Камсы, он разыграл божественное явление Кришны во тьме ночи. Нитьянанда Прабху построил пастуший поселок, принес туда Кришну и обманул Камсу, заменив Кришну в тюрьме Йогамайей.
В другой раз он одел одного из друзей своего детства Путаной, пока другой мальчик карабкаясь на его тело, делал вид, что сосет его грудь, в точности как младенец Кришна. Как-то раз, построив с помощью друзей повозку из камыша, Нитьянанда Прабху ее сломал. Нитьянанда Прабху приводил своих детских друзей к дому местного молочника и воровал молоко и йогурт, следуя по стопам Кришны. Его друзья никогда с ним не расставались, они не возвращались по домам, но день и ночь играли вместе с Нитьянандой Прабху. Их папы и мамы не жаловались, всем сердцем любя Нитьянанду. Он нежно обнимал их друзей и родственников. Видя Его удивительные детские игры, все говорили: "Мы никогда не видели такой удивительной игры. Как это возможно, чтобы этот ребенок выучил всё, что делал Кришна".
Однажды, сделав из листьев деревьев змей, он привел детей к пруду. Один из детей вошел в воду и неподвижно там плавал. Нитьянанда Прабху должен был его разбудить.
В другой раз он повел детей в пальмовую рощу, где они играли, убивая демона Дхенуку и вкушая тал - пальмовые плоды. Он часто приходил на пастбища и много раз играл там с детьми. Соорудив игрушечных демонов и назвав их Бака, Агха и Ватса, Он убивал их. Домой Нитьянанда Прабху и дети возвращались к обеду, и все трубили в буйволиные рога.
Однажды Он имитировал лилы Кришны - поднятие холма Говардхана. В другой день, соорудив копию Вриндавана, Он играл там со своими друзьями. Как-то раз Он украл одежды гопи и на другой день нанес визит женам брахманов, занятых жертвоприношениями. Один из детей играл роль Нарады Муни и, надев бороду, давал Камсе конфиденциальные советы. В другой день один из мальчиков переоделся Акрурой и увез Кришну и Балараму из Вриндавана по приказу Камсы. Нитьянанда Прабху плакал от горя, переживая разлуку с Кришной, как гопи. Потоки слез лились из Его глаз на виду у всех детей.
Находясь под влиянием иллюзорной энергии Вишну, никто не мог понять трансцендентную природу божественной лилы Нитьянанды Прабху, в то время как все дети играли в Его обществе. Построив копию Матхуры, Он скитался по ней вместе с мальчиками. Одни мальчики стали делать гирлянды, а другие - эти гирлянды носить. Нитьянанда Прабху одел одного из них как Кубджу, и она его надушила.
Однажды, сделав лук, Нитьянанда Прабху сломал его со страшным грохотом. Убив слона Кувалаяпиду и борцов Чануру и Муштику, Он ударом сбил с ног одного мальчика, который играл роль Камсы и поволок его за волосы. Убив Камсу, Он с детьми пустился в веселый пляс. Таким образом, игры мальчика Нитьянанды Прабху смешили и радовали всех жителей Экачакры.
Нитьянанда Прабху имитировал в Своих играх трансцендентные поступки всех аватар Бога. Однажды Нитьянанда Прабху играл Ваману, а другой ребенок - Бали Махараджа. Таким образом, Нитьянанда Прабху обманул его, и тот дал ему три мира в качестве подаяния, а еще один ребенок, одетый стариком - он играл роль Шукрачарьи - запретил давать такой подарок. Потом Нитьянанда Прабху в роли Ваманы, приняв дары Бали, поставил Свои лотосные стопы на голову того ребенка.
Однажды Нитьянанда Прабху играл, что сооружает мост из деревьев и камней через океан, а все дети играли роль солдат-обезьян. Таким образом, Он рубил растения на веранде и бросал их в воду, будто бы это гигантские деревья, а дети кричали: "Джая Рама! Джая Рагхунатха! Победа Раме! Победа Господу династии Рагху!"
Господь лично играл роль Лакшмана, с луком в руке Он прошел свой путь к дворцу Сугривы, весь в гневе, и сказал: "Ты, мерзкая обезьяна! Мой Господь Рама терпит бедствие из-за того, что ты вытворяешь. Мой господин опечален и ждет на горе Мальяван. А ты, противная обезьяна, забавляешься тут с женщинами! Если хочешь жить, дуй к Раме чем быстрей, тем лучше, и помоги ему".
На другой день, проникшись умонастроением Лакшмана Он в гневе наказывал Парашураму со словами: "О брахман, если ты сейчас же отсюда не исчезнешь, то Я за Себя не отвечаю".
В своей невинности дети принимали погруженность Нитьянанды Прабху в умонастроение Лакшмана не более, чем за детскую игру. Они ничего не знали о Его положении как Верховной Личности Бога. Некоторые из них бродили как пять обезьян и, играя роль Лакшмана, Нитьянанда Прабху спрашивал: "Кто вы, обезьяны, скитающиеся по лесу? Ответьте Мне! Я слуга Рагхунатхи!"
Они отвечали: "Мы скитаемся здесь из-за страха перед Бали. Приведи нас к Раме! Мы посыпаем пылью с Твоих стоп свои головы". Сердечно их обняв, Он вел их к Своему хозяину и склонялся перед стопами Рамы, падая, как палка. В роли Лакшмана Нитьянанда Прабху однажды был избит Индраджитом. На другой день Он сыграл убийство Индраджита. Заставив одного мальчика играть роль Вибхишаны, Он привел Вибихшану к Раме и затем утвердил его на посту царя Ланки.
Другой ребенок кричал: "Посмотрите! Вот я иду как Равана. Остерегайтесь стрел из моего лука. Пусть Лакшман защитит вас, если сможет". С этими словами мальчик, игравший роль Раваны, швырял цветком лотоса в Нитьянанду Прабху, который падал без чувств на землю, словно побежденный Лакшман.
Упав в обморок, Нитьянанда Прабху не поднимался. Хотя мальчики по-всякому пытались Его поднять, Нитьянанда Прабху не выказывал никаких признаков жизни во всем теле. Все дети хватались за голову, плача навзрыд. Слыша их плач, отец и мать Нитьянанды Прабху поспешили к месту происшествия. Увидев, что их дитя лежит без признаков жизни, оба без чувств упали на землю.
Все жители деревни собрались и изумленно уставились на происходящее. Дети всё объяснили. Кто-то из толпы сказал: "Я понимаю, в чем здесь причина. Много лет назад актер, игравший роль Дашаратхи умер, услышав о том, что Раму отправляют в ссылку в лес". Другой сказал: "Мальчик просто играет Свою роль. Как только Хануман принесет лекарство и даст его мальчику, Он придет в Себя".
Комментариев нет:
Отправить комментарий