Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

вторник, 31 января 2017 г.

1 февраля 2017 - День явления Рагхунатхи Даса Госвами

Отрывок из книги Стивена Роузена 
«Шесть Госвами Вриндавана»
Рагхунатх Дас Госвами (1495-1571) - один из шести Госвами Вриндавана, выдающихся учеников Шри Чайтанйи Махапрабху. Хотя сегодня эти наставники носят титул "Госвами" или производный от него "Свами" (т.е. "властелин чувств"), люди, в большинстве своем, не достигают успеха, обсуждая этот вопрос применительно к шести Госвами, которых, в соответствии с вайшнавской традицией, относят не просто к теологам или даже великим святым. Они являются вечными спутниками Господа, сопровождающими Его в миссии по освобождению падших обусловленных душ.
Шесть Госвами Вриндавана предстают как манджари, близкие слуги и спутницы Радхарани в духовном мире. Они исполняют высочайшее
служение, создавая наилучшие условия для наслаждения Господа. Находясь на земле, они содействуют Господу, делая Его миссию доступной для каждого. Памятуя о том, что в действительности шесть Госвами являются нитйа-сиддхи, т.е. "вечно освобожденными душами", не составит труда понять их лилы (или "игры"), хотя внешне они представали в роли обычных людей. Но их внутренняя медитация всегда была направлена на лотосные стопы Господа.
Рагхунатх Дас, первый из шести Госвами, с которым встретился Шри Чайтанйа, родился в небольшом селении Чандпур (на месте нынешнего Шри Кришнапура), расположенном в двух милях от Сантаграма провинции (области) Хугли в Западной Бенгалии. Наследник огромного состояния, Рагхунатх Дас был счастливым сыном богача Говардхана Маджумдара, даже по тем временам считавшегося мультимиллионером. Говардхан был младшим братом Хиранйи, влиятельного землевладельца, снискавшего большое уважение среди привилегированных слоев общества, несмотря на свою принадлежность к кайасхатха шудра (низшей касте).
Осуществляя контроль за территорией Сантаграма и близлежащих селений, мусульманский правитель Бенгалии Хуссейн Шах обращался за содействием к богатым братьям, Говардхану и Хиранйе, хотя они и не принадлежали к мусульманской вере. В обмен на оказанное доверие братья должны были ежегодно выплачивать ему крупную сумму денег, равную их годовому доходу (что-то около 1.200.000 рупий) и осуществлять надлежащее правление своими владениями.
Но с какой целью Говардхан и Хиранйа взяли на себя бремя налогов на недвижимость и финансы, жертвуя своим годовым доходом? Первая причина - умилостивить исламское оккупационное правительство, тем самым дав возможность себе и своим возлюбленным землякам беспрепятственно совершать поклонение Господу Кришне. Удовлетворенный их щедрыми финансовыми пожертвованиями, Наваб Хуссейн Шах поручил братьям управление всей территорией без какого-либо вмешательства извне. Во-вторых, в результате этого назначения, Говардхан и Хиранйа увеличили свой годовой доход, доведя его до двух миллионов рупий, и даже сверх того, благодаря пошлинам на импорт и экспорт.
Братья имели высочайшую репутацию в большей части Бенгалии не только благодаря власти и богатству, но также благочестию и милосердию. Сам Шри Чайтанйа называл Говардхана и Хиранйю словом "дяди", имея ввиду свою близкую дружбу с их дедом по материнской линии Шри Ниламбхаром Чакраварти. Однако, кровные узы между ними были невозможны, поскольку братья являлись кайастхами, а Шри Чайтанйа принадлежал к касте брахманов. Юный Рагхунатх Дас, единственный из шести Госвами - выходец из небрахманической семьи, был единственным наследником в доме Маджумдара.
Еще будучи ребенком, он получал наставления об основах учения вайшнавов от Баларама Ачарйи, одного из наиболее авторитетных преданных Сантаграма. Баларам Ачарйа, общавшийся с близким спутником Шри Чайтанйи Харидасом Тхакуром, хотел обратить своего юного ученика в святую личность. Когда учитель оставил этот мир, духом преданности наполнял Рагхунатха сам Харидас Тхакур. По мере того, как росло его тело, возрастало и благочестие Рагхунатха, а вместе с ним и духовное видение. В 1510 году известие о саннйасе Шри Чайтанйи достигло Сантаграма. Узнав, что Нитйананда Прабху отговорил Шри Чайтанйю от паломничества во Вриндаван и привел Его в местность, расположенную близ Шантипура, Рагхунатх Дас просил разрешения отца пойти туда, чтобы увидеть великого Шри Чайтанйю, о котором так много рассказывал ему святой Харидас Тхакур. Но юноша был слишком молод, всего пятнадцати лет от роду, и отец сомневался, стоит ли позволять своему сыну-аристократу общаться с большим числом отреченных. Говардхан не хотел, чтобы единственный наследник отрекался от мира и уходил из семьи. И все же Рагхунатх Дас убежал из дома в Шантипур и увиделся со Шри Чайтанйей Махапрабху.
Состоявшаяся встреча была эмоциональной и незабываемой. Шри Чайтанйа приветствовал Рагхунатха как своего вечного спутника, в этой жизни, наконец, вернувшегося к Нему, и Рагхунатх Дас припал к стопам Господа в знак великой преданности и смирения. Свами Прадип Тиртха Махарадж, ученик Шрилы Бхактивиноды Тхакура, так описывает эту сцену: "Когда Господь, приняв саннйасу, прибыл в Сантипур, Рагхунатх Дас с восторженной любовью простерся ниц у Его лотосных стоп, а Махапрабху коснулся его носком ноги." Этот взаимный обмен произвел неизгладимое впечатление на обоих. Однако, после десяти дней интенсивного общения с преданными из Навадвипа, Шри Чайтанйа покинул Джаганнатха Пури, и Рагхунатх Дас отправился домой.
Четыре года спустя, когда Рагхунатху было почти девятнадцать, Шри Чайтанйа вернулся в Шантипур. Сейчас, сильней, чем когда бы то ни было, Рагхунатх Дас жаждал общения с Ним. Видя, что удержать сына ему не удастся, Говардхан покорился судьбе и больше не противился его желанию искать отреченности и духовности. Он только просил Рагхунатха хранить осторожность и поскорее вернуться домой.
По стечению обстоятельств, о чем необходимо упомянуть, во время своего знаменитого путешествия по Южной Индии, Шри Чайтанйа встретил в Рамакели Рупу и Санатана Госвами. Чайтанйа Махапрабху в ту пору был уже широко известен, как святой и даже как аватара Господа, а потому обеспокоенность Говардхана общением юного Рагхунатха Даса со Шри Чайтанйей и Его последователями немного усилилась.
Юноша был доставлен в Шантипур в сопровождении великолепного эскорта. Прибыв на место, он тотчас же отправился в дом Адвайты Ачарйи, где состоялась его первая встреча со Шри Чайтанйей, и где Чайтанйа Махапрабху остановился вновь. Слезы любви хлынули из глаз Рагхунатха Даса, когда он увидел Шри Чайтанйю, улыбавшегося ему, точно старому другу.
Несмотря на горячее желание Рагхунатха Даса отречься от семьи и богатства, Шри Чайтанйа повелел ему возвратиться домой. "Господь Кришна призовет тебя к отречению в надлежащее время, - сказал Шри Чайтанйа, - а пока живи, как обычный человек". Спустя шесть дней Рагхунатх Дас вернулся в Сантаграм. Ощущая себя совершенно новой личностью, Рагхунатх Дас продолжал получать наставления Шри Чайтанйи изнутри своего сердца. Он умело управлял имением отца и женился на девушке несказанной красоты. Ведя, на первый взгляд, роскошную жизнь богача, в глубине души Рагхунатх Дас торопил день, когда сможет отречься от всего мирского, предпочтя ему простоту и аскетизм.
Но безбедная жизнь Рагхунатха длилась только два года: на семью Маджумдара обрушилось несчастье. Бывший губернатор Сантаграма, турок-мусульманин, затаил злобу на Хиранйю и Говардхана за то, что, принимая на себя управление территорией, они невольно завладели его богатством. Вынашивая планы мести и желая вкрасться в доверие Наваба Хуссейна Шаха, экс-губернатор сообщил ему, что Хиранйа и Говардхан, выплачивая ежегодно по 1.200.000 рупий, гораздо большую сумму оставляют у себя. Он также предостерегал Наваба, что влияние двух братьев чрезвычайно велико и может представлять опасность для оккупационного правительства мусульман.
В конце концов Наваб отправил отряд воинов арестовать семью Маджумдара. Говардхан в это время отсутствовал, а Хиранйа, узнав о грозящем аресте, был вынужден спасаться бегством от быстро приближающихся солдат. И только Рагхунатх Дас остался на месте. Хиранйа сообщил ему о нависшей опасности, но Рагхунатх Дас, имея твердую веру в Господа, сохранял хладнокровие. Когда прибывшие мусульмане арестовали его, Рагхунатх Дас спокойно отправился с ними в Гауду, тогдашнюю столицу Бенгалии.
Приведя к царю, его спросили о местонахождении отца и дяди. Но Рагхунатх Дас искренне признался, что ничего не знает об этом. Сначала царь хотел подвергнуть Рагхунатха пыткам. Однако, услышав об его намерении, юноша произнес перед ним проповедь о человеколюбии и братстве между людьми, пребывающими во власти Бога. Слова Рагхунатха исторгли слезы из глаз царя.
Увидев в нем великого преданного Господа, царь понял, что слова Рагхунатха исходили из сердца, и не только освободил его из-под стражи, но и отнесся, как к своему родному сыну. Затем была проведена доброжелательная проверка финансового положения Хиранйи и Говардхана, которое послужило причиной возникновения конфликта.
Вскоре после этого инцидента, один из близких спутников Шри Чайтанйи, Нитйананда Прабху, прибыл в селение Панихати, находящееся в четырех милях от Калькутты неподалеку от Сантаграма. Нитйананду Прабху окружали сотни преданных, собиравшихся вместе, чтобы воспевать славу Господу "с бубном, танцами и мелодичным звоном цимбал". Так в течение трех месяцев он распространял миссию преданной любви Шри Чайтанйи и увлекал за собой последователей из близлежащих деревень.
Слухи об успехе проповеди Нитйананды Прабху в Панихати донеслись до Рагхунатха Даса. Будущий Госвами хотел встретиться с Ним и служить Его лотосным стопам, понимая, что милость Шри Чайтанйи обретается, в первую очередь, удовлетворением Его вечного спутника. Рагхунатх Дас попытался даже сбежать из дома, но был решительно остановлен отцом. В конце концов, сжалившись над сыном, Говардхан позволил ему увидеть великого Нитйананду, и юноша тотчас же отправился в Панихати.
Прибыв туда, он увидел Нитйананду Прабху сидящим на большом камне под величественным деревом баньян. Окруженный сотнями искренних преданных, Он казался сияющим. Опустившись рядом с этими великими душами, скромный Рагхунатх Дас растерялся от смущения, чувствуя свою вину за образ жизни обычного материалиста. Нитйананда Прабху, понимая умонастроение Рагхунатха, решил подшутить над ним. Подойдя ближе, будущий Госвами услышал от Нитйананды такие слова: "Ты негодяй, Рагхунатх Дас! Иди сюда, я накажу тебя."
Рагхунатх Дас без большого желания приблизился к Нему. Тогда Нитйананда Прабху схватил Рагхунатха и с силой опустил свои стопы на его голову. Преданные засмеялись, увидев, как наказание Нитйананды Прабху обернулось Его шутливым благословением.
Однако, кроме "наказания", Рагхунатх Дас получил от Нитйананды Прабху следующий наказ: "Организуй большой праздник и накорми всех преданных йогуртом и рисом." Эти слова доставили Рагхунатху Дасу большое удовольствие. Имея возможность использовать свое богатство в служении Господу, он немедленно отправил слуг закупить все необходимое для пира.
Вскоре вся площадь была заполнена изобилием дробленого риса, йогурта, молока, сладостей, сахара, бананов и разнообразных острых блюд. Священнослужители, миряне и паломники приходили за несколько миль, чтобы принять участие в празднике. Видя, как возрастает число гостей, Рагхунатх Дас распорядился доставить дополнительное количество продуктов из соседних деревень. Он приобрел также около четырехсот больших круглых глиняных горшков для замачивания риса. Действуя сообща, преданные приготовили праздничный пир, воспевая имя Господа в великом экстазе.
Наряду с многочисленными гостями в празднике участвовал Сам Нитйананда Прабху и другие близкие спутники Шри Чайтанйи. Каждый из них, согласно заведенному порядку, сидел на специальном возвышении, а другие преданные располагались вокруг. Всем присутствующим были розданы по два глиняных горшка. Один - с дробленым рисом и сгущенным молоком, другой - с рисом и йогуртом. Преданные, вкусив прасад с большим удовольствием, восклицали: "Хари Бол! Воспевайте имена Хари! Воспевайте имена Бога!"
В это время по воле Нитйананды Прабху мистическим образом появился Шри Чайтанйа. Но ощутить Его присутствие были способны только личности, достигшие совершенного уровня духовной реализации. Видя, как преданные едят рис, йогурт и сгущенное молоко, Шри Чайтанйа и Нитйананда Прабху испытывали большое наслаждение. Проходя между рядов, где сидели и вкушали преданные, Нитйананда Прабху брал по кусочку из тарелки каждого и, улыбаясь, клал в рот Шри Чайтанйи. Шри Чайтанйа, в свою очередь, делал то же самое по отношению к Нитйананде Прабху. Рагхунатх Дас наслаждался созерцанием этого обмена.
После пира он одаривал гостей золотом и драгоценными камнями, но преданные были равнодушны ко всему, кроме чувства любви к Рагхунатху Дасу и Нитйананде Прабху. Это событие вошло в историю под шутливым названием Данда Махотсава, что означает "праздник наказания". Ежегодно в этот день в честь "фестиваля дробленого риса" Данда Махатсава паломники отовсюду стекаются в Панихати. Это происходит в месяце Джайишта (мае-июне) на тринадцатый день прибывающей луны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий