Санкиртана Господа Хари, которую провозгласил Шри Гаурасундар, — цель всех джив века Кали, а также единственный метод, благодаря которому они могут обрести величайшее благо. Благодаря воспеванию святых имен Бога достигается любовь к Кришне — высочайшая цель человеческой жизни. В следующей шлоке заключены слова Самого Господа, объясняющие нам, как освободиться от всех оскорблений и достичь этого совершенства в воспевании святых имен Бога:
тр̣н̣а̄д апи су-нӣчена, тарор ива сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄на-дена, кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣
(«Шикшаштакам», третий стих)1
ама̄нина̄ ма̄на-дена, кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣
(«Шикшаштакам», третий стих)1
Эта шлока наставляет нас совершать киртан Господа Хари, будучи безгранично более покорными, чем травинка, более терпеливыми
Все дживы, независимо от того, сознают они это или нет, — слуги Кришны. Служение Кришне — вечная деятельность всех джив (душ). Осознание этой вечной истины проявляется в то мгновение, когда джива искренне и полностью принимает покровительство истинного преданного Бога. Такая решимость сама по себе — результат служения Богу и Его преданным в прошлом, даже если подобное служение не всегда было осознанным. Чем больше человек уповает на стопы духовного учителя, тем яснее для него становится истина о взаимоотношениях дживы и Кришны, и, по мере усиления этого понимания, ментальная и физическая оболочки будут утрачивать свое влияние. Как только человек понимает, что служение Кришне — это вечная деятельность души, к нему приходит осознание родства всех джив в высочайшем смысле. И тогда он уже ни к кому не относится, как к занимающему более низкое положение.
Господь Нитьянанда, Владыка гаудиев, во всем следовал тем духовным принципам, которым Он учил, и поэтому не мог пренебречь духовной природой таких злонравных пьяниц и дебоширов, как Джагай и Мадхай. Как Учитель всего мира, Нитьянанда прекрасно знал о их пристрастиях и природе их мирской обусловленности, а также о том, что все жители Навадвипы считали этих двух братьев никчемными и утратившими свою принадлежность к касте. Но все же это не помешало Ему разглядеть их вечную природу слуг Кришны и проявить к ним величайшую милость, не принимая в расчет их запутанность в сетях иллюзорной энергии Бога. Все без исключения дживы — слуги Кришны, и, наделив Джагая и Мадхая преданным служением, Господь Нитьянанда утвердил их в этом положении, даровав им необходимое для духовной жизни стремление слушать чистый киртан Господа Хари и общаться с преданными Бога. После этого Джагай и Мадхай остались жить в Навадвипе, но уже как спасители этого мира, поскольку стали преданными Бога. Несомненно, эта известная история — замечательный пример того, как Величайший из духовных наставников выразил Свое почтение вечной и истинной природе дживы. Это событие также иллюстрирует то, как одновременно может проявиться смирение, большее чем у травинки, и терпение, большее чем у дерева, и при этом подобное сочетание духовных качеств лишено всякого внутреннего противоречия.
Какова бы ни была глубина того падшего состояния, в котором пребывает душа, порабощенная навязанными ей функциями тела и ума, слуги духовного наставника всегда готовы выказать почтение духовной природе этой дживы, принимая ее как вечную служанку Кришны, безупречно чистую в ее изначальном духовном положении.
Отрывок статьи из журнала «The Harmonist»,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия
(из седьмого номера XXV тома за декабрь 1927 года)
Комментариев нет:
Отправить комментарий